В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

— обоснование финансово-бюджетной политики правитель­ства и администраций территорий;

— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

— обоснование принятия и проверка выполнения постанов­лений и решений органов власти в сфере управления;

— выявление резервов при составлении и исполнении бюд­жета;

— обеспечение полного, своевременного и стабильного вы­полнения плана мобилизации в бюджет доходов;

— обеспечение полного и своевременного выполнения пла­на финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

— выявление недостатков в деятельности получателей бюд­жетных средств, приводящих к нерациональному, неце­левому и неэффективному использованию бюджетных ас­сигнований;

— определение экономической и социальной эффективно­сти бюджетных расходов;

— выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

— совершенствование бюджетного процесса и межбюджет­ных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

— определить уровень финансовой самодостаточности тер­ритории, состояние базы ее собственных доходов;

— определить уровень устойчивости территориального бюд­жета;

— выявить факторы, воздействующие на финансовое поло­жение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

— определить приемлемость и справедливость с точки зре­ния населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Следует отметить, что в современной практике работы фи­нансовых органов применяется главным образом анализ исполне­ния бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разра­ботаны. В то же время в условиях кризисного состояния эконо­мики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении эконо­мических и социальных задач проблемы устойчивости террито­риальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Для проведения анализа бюджета используются определен­ные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные по­казатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных про­цессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод — группировки, когда показатели группи­руются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналити­ческие расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных яв­лений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение по­казателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод по­зволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые вы­ражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Яндекс.Директ
Москва, Кузнецкий Мост 07-08 ноября!

Проращиватели для проростков
Бюджетные коэффициенты могут использоваться для срав­нения показателей финансового состояния конкретной террито­рии с аналогичными показателями других территорий, для вы­явления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и рас­ходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются те­кущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2. вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3. трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно про­гнозирование бюджетных показателей на будущее;

4. факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на соци­ально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться кроме абсолют­ных показателей доходной и расходной частей бюджета, и относи­тельные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотноше­ния собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может оп­ределяться объемом средств, необходимых для обеспечения ми­нимальных, детерминированных бюджетных расходов. Мини­мальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отражен­ное в законодательных актах Республики Казахстан. Это сред­ства, предусмотренные в бюджете для финансирования консти­туционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержа­ние учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных усло­виях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

1. абсолютно устойчивым;

2. нормальным;

3. неустойчивым;

4. кризисным.

Существуют следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рм < Дс + Др , где Рм — минимальные расходы бюджета; Дс — собственные доходы бюджета; Др — регулирующие доходы бюджета. 2. Нормальное состояние Рм = Дс + Др. 3. Неустойчивое состояние Рм = Дс + Др + ДД , где ДД — дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, внебюджетные средства и др.). 4. Кризисное состояние: Рм > Дс + Др

Возможны и следующие количественные критерии для опре­деления степени устойчивости бюджета.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:

Дс : Д = 60-70%,

Др : Д =30-40%,

З : Р= 10-15%,

где Д — общая сумма бюджетных доходов;

Р — общая сумма бюджетных расходов;

З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета).

2. Нормальное состояние бюджета:

Дс : Д = 40-50%,

Др : Д =50-60%,

З : Р= 30-35%,

3. Неустойчивое состояние:

Дс : Д = 5-10%,

Др : Д =90-95%,

З : Р= 40-50%,

Для анализа бюджета в качестве инструментария могут ис­пользоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравни­вать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с ана­логичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабаты­ваться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по терри­ториальному признаку, и т.д.

Для анализа бюджета предлагаем использовать следующие бюджетные коэффициенты:

1. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:

Кр.с = Др : Дс

2. Коэффициент автономии:

Ка = Дс : Д .

3. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р = Дс : Рм

4. Коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п =Д : Рм

5. Коэффициент бюджетной задолженности

Кб.з = З: Р.

6. Коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.р = Дт : Ч,

где Дт — территориальные бюджетные доходы,

Ч — среднегодовая численность населения региона.

7. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о = Р : Ч.

С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются фак­торы, влияющие на это состояние.

В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направле­ния исследований:

— анализ финансового состояния отраслей сферы матери­ального производства;

— анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

— анализ показателей сводного финансового баланса;

— анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

— анализ расходной части проекта бюджета по направлени­ям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

— анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

— анализ исполнения плана расходов по направлениям фи­нансирования и отраслям производственной и непроиз­водственной сферы;

— анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

— анализ кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет полу­чить необходимую информацию представительным и исполни­тельным органам власти для принятия решений при формиро­вании и осуществлении финансовой политики, выявления ре­зервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффектив­ности их использования, усиления контроля за их освоением.

About: admin