В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
Цели бюджетного анализа:
— оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
— обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
— обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
— выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
— обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
— выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
— обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
— обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
— выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
— определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
— выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
— совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:
— определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
— определить уровень устойчивости территориального бюджета;
— выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
— определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
Наиболее простой метод — сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
Следующий метод — группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты — относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
Яндекс.Директ
Москва, Кузнецкий Мост 07-08 ноября!
Проращиватели для проростков
Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
Для бюджетного анализа могут использоваться:
1. горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
2. вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
3. трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
4. факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.).
В ходе аналитической работы могут использоваться кроме абсолютных показателей доходной и расходной частей бюджета, и относительные показатели — бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.
Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы — понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Республики Казахстан. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:
1. абсолютно устойчивым;
2. нормальным;
3. неустойчивым;
4. кризисным.
Существуют следующие методы определения степени устойчивости территориальных бюджетов.
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если
Рм Дс + Др
Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.
1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:
Дс : Д = 60-70%,
Др : Д =30-40%,
З : Р= 10-15%,
где Д — общая сумма бюджетных доходов;
Р — общая сумма бюджетных расходов;
З — бюджетная задолженность (в % к планируемым расходам бюджета).
2. Нормальное состояние бюджета:
Дс : Д = 40-50%,
Др : Д =50-60%,
З : Р= 30-35%,
3. Неустойчивое состояние:
Дс : Д = 5-10%,
Др : Д =90-95%,
З : Р= 40-50%,
Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
Для анализа бюджета предлагаем использовать следующие бюджетные коэффициенты:
1. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов:
Кр.с = Др : Дс
2. Коэффициент автономии:
Ка = Дс : Д .
3. Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:
Ко.р = Дс : Рм
4. Коэффициент бюджетного покрытия:
Кб.п =Д : Рм
5. Коэффициент бюджетной задолженности
Кб.з = З: Р.
6. Коэффициент бюджетной результативности региона:
Кб.р = Дт : Ч,
где Дт — территориальные бюджетные доходы,
Ч — среднегодовая численность населения региона.
7. Коэффициент бюджетной обеспеченности населения
Кб.о = Р : Ч.
С помощью этих инструментов достигается объективизация в оценке состояния территориальных бюджетов, выявляются факторы, влияющие на это состояние.
В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.
Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
— анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
— анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
— анализ показателей сводного финансового баланса;
— анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
— анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
Анализ исполнения бюджета включает:
— анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
— анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
— анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
— анализ кассового исполнения бюджета.
Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.