Устойчивость бюджета оставляет место для маневра
— Светлана Александровна, финансовый год уже близится к своему завершению. Как вы оцениваете исполнение бюджета? Удается ли пополнять его доходную часть так, как планировалось?
— Да, благодаря слаженным действиям всех органов власти нам удается воплотить в жизнь практически все, что было намечено. Наши бюджеты — и республиканский, и местные — пополняются с ростом к аналогичному периоду прошлого года. Так, на 1 сентября текущего года в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступило порядка 40,5 миллиарда рублей, с ростом к уровню аналогичного периода 2018 года на 12,7 процента. В том числе налоговые и неналоговые доходы — более 24,7 миллиарда рублей, что на 1,9 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Наибольшая доля налоговых доходов обеспечена за счет обрабатывающих производств, доля поступлений от которых составила порядка 37 процентов. Благодаря активному участию республики в реализации федеральных проектов за восемь месяцев текущего года объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета и бюджетов федеральных целевых фондов превышает уровень 2018 года на 25,1 процента.
• Удостоверение о повышении квалификации
• Удобное обучение безотрыва от работы
• Успейте забронировать скидку
Узнать больше
о программах
Что касается расходов консолидированного бюджета, то за восемь месяцев этого года они составили 34,6 миллиарда рублей, что на 12,2 процента больше уровня аналогичного периода 2018 года.
— Вы отметили достаточно хорошую динамику поступления доходов в бюджет Чувашии. Благодаря чему обеспечен рост?
— Ни для кого не секрет, что бюджет страны и любого отдельного региона теряет значительные средства из-за наличия теневого сектора экономики. Поэтому для привлечения дополнительных доходов мы на протяжении последних лет проводим активную работу по выявлению и легализации серого рынка труда. Совместно с заинтересованными ведомствами проанализировали деятельность организаций в различных отраслях экономики — от торговых точек до транспортных компаний — и обнаружили следующее. Анализ поступлений от строительных организаций позволил выявить случаи неуплаты ими в бюджет налогов при получении государственной финансовой поддержки. В ходе мониторинга численности работников в организациях торговли, получивших лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, установлено несоответствие среднесписочной численности работников количеству торговых объектов либо их полное отсутствие. В сфере транспортных перевозок выявлены несоответствие фактического и необходимого количества водителей, обслуживающих задействованные на маршруте транспортные средства, неуплата НДФЛ, а также низкий уровень заработной платы наемных работников.
В этой связи принято распоряжение Кабинета министров Чувашской Республики от 17 апреля 2015 года № 234-р (далее — распоряжение № 234-р) о закреплении за органами региональной исполнительной власти ответственности за поступление налоговых доходов в республиканский бюджет по видам экономической деятельности. Минфин Чувашии на регулярной основе направляет в органы власти для проведения ими адресной работы списки организаций, допустивших выплату средней заработной платы ниже среднеотраслевого уровня, снижение поступления НДФЛ, а также заявивших убытки в течение трех последних лет.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления региона активно взаимодействуют с Управлением Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике и оперативно обмениваются информацией по исполнению действующих контрактов на строительство (реконструкцию) и ремонт объектов. Таким образом, власть располагает сведениями о наименованиях и ИНН организаций, участвующих в реализации контрактов, а также документами, необходимыми для аналитической работы и выявления случаев неуплаты НДФЛ, неформальной занятости. Результаты проведенной органами исполнительной власти работы рассматриваются на заседаниях рабочей группы по стимулированию повышения доходов и эффективности бюджетных расходов.
Важно отметить, что в целях улучшения ситуации с уплатой налогов уже в течение ряда лет финансовая поддержка из республиканского бюджета предоставляется только при обязательстве получателя субсидии не допускать задолженность по платежам в бюджет, заработной плате работникам. Эффективной мерой по побуждению к уплате НДФЛ и оформлению трудовых отношений являются организуемые на различных площадках комиссии по легализации налоговой базы, на которых заслушиваются представители предприятий. В результате проведенной работы по легализации трудовой деятельности, серой заработной платы в консолидированный бюджет Чувашской Республики дополнительно поступил НДФЛ в сумме 115,2 миллиона рублей.
Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это сдача в аренду жилых помещений, что является одним из теневых секторов экономики. Кабинет министров Чувашской Республики, региональное управление Федеральной налоговой службы, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике и органы местного самоуправления в соответствии с заключенным соглашением осуществляют совместный контроль за уплатой НДФЛ с доходов, полученных собственниками от предоставления жилых помещений во владение и (или) пользование по договору найма, аренды или на ином законном основании. В 2018 году по результатам проведенных мероприятий налогового контроля физические лица представили 1748 налоговых деклараций по доходам от сдачи в аренду имущества в 2017 году. Также в течение прошлого года выявлено 1655 физических лиц, обязанных декларировать полученные доходы от сдачи имущества в аренду или в наем за 2017 год. Указанные налогоплательщики включены в список потенциальных декларантов декларационной кампании 2019 года.
— Как в республике развиваются взаимоотношения с муниципальными образованиями?
— В Чувашской Республике проведена значительная работа по совершенствованию механизмов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов. Законом республики утверждена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, в том числе расчета дополнительного норматива отчислений от НДФЛ в местные бюджеты, заменяющего дотации (часть дотации) на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Механизм финансового выравнивания предусматривает определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований по единой методике. Эта методика обеспечивает сопоставимость налоговых доходов исходя из репрезентативного перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, оказывающие влияние на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя. В основу данного механизма положено соотношение индексов налогового потенциала и бюджетных расходов.
Для оценки относительных различий в расходных потребностях бюджетов муниципальных районов (городских округов) используется репрезентативная система расходов, которая включает основные виды расходов, связанные с решением вопросов местного значения. Этот порядок расчета позволяет снизить дифференциацию муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и, соответственно, обеспечивает равный доступ граждан к социальным услугам. Новый механизм расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов муниципальных районов и городских округов позволил в 2019 году предусмотреть объем дотации с ростом к уровню прошлого года в 3,1 раза.
Кроме того, Минфин Чувашии ежегодно заключает соглашения по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов с администрациями муниципальных образований, в том числе не подпадающих под действие пункта 4 статьи 136 Бюджетного кодекса. В рамках указанных соглашений мы анализируем представляемые администрациями муниципальных образований проекты местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период и изменения в них для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ. Такой инструмент взаимодействия с органами местного самоуправления позволяет выявить сильные и слабые стороны процесса управления финансами и устранить нарушения бюджетного законодательства на стадии проектирования местного бюджета.
В целях повышения эффективности использования, предсказуемости и прозрачности формирования и распределения субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета местным бюджетам, в 2018 году разработаны и утверждены единые правила формирования, предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов. При определении и распределении объема субсидий применяется предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из республиканского бюджета, который рассчитывается для каждого муниципального района (городского округа) с учетом уровня его расчетной бюджетной обеспеченности и численности постоянного населения. Предельный уровень софинансирования ежегодно утверждается распоряжением Кабинета министров Чувашской Республики.
В 2018 году Минфин Чувашии изменил подходы к расчету нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Новая методика расчета использует дифференцированный подход по видам муниципальных образований в зависимости от численности населения и наиболее полно раскрывает показатели, принимаемые для расчета нормативов. Таким образом, муниципальные образования, подпадающие под ограничение, установленное пунктом 2 статьи 136 Бюджетного кодекса, могут более качественно прогнозировать свои расходы.
— Светлана Александровна, в настоящее время бюджетная политика Российской Федерации и каждого отдельного региона направлена на реализацию национальных проектов. Как выстраивается эта работа в Чувашской Республике?
— Формируя республиканский бюджет на 2019 год, мы в первоочередном порядке ориентировали его на реализацию указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204. Для этого еще в прошлом году мы разработали и утвердили региональные проекты, направленные на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), и интегрировали их в государственные программы Чувашской Республики.
Наш регион участвует в реализации 11 национальных проектов (национальный проект «Наука» реализуется исключительно на федеральном уровне), в рамках которых сформировано 52 региональных проекта. На осуществление мероприятий данных проектов в 2019–2024 годах за счет всех источников планируется направить более 74 миллиардов рублей. В текущем году финансовое обеспечение проектов из консолидированного бюджета Чувашской Республики составит порядка 11 миллиардов рублей. Это 16,8 процента от планируемого объема расходов нашего бюджета в 2019 году.
Отмечу, что в случае необходимости мы готовы в любой момент выделить дополнительные средства на выполнение мероприятий национальных и региональных проектов. Благодаря достигнутой сбалансированности и устойчивости нашего бюджета мы можем принимать такие маневренные решения.
— Каковы приоритеты 2019 года? На какие направления выделяются наибольшие средства из республиканского бюджета?
— В текущем году одним из наиболее финансируемых направлений является проект «Демография» — 2,6 миллиарда рублей, это больше четверти (25,3 процента) общей суммы расходов на нацпроекты. Мы понимаем, что улучшение демографической ситуации в республике — очень важная задача. Поэтому целенаправленно оказываем государственную поддержку семьям при рождении и усыновлении детей. Чувашия строит дошкольные образовательные учреждения (в 2019 году — 17 детских садов), в которых предусмотрены группы для детей ясельного возраста (с двух месяцев). Это позволяет молодым мамам как можно раньше возвращаться на работу и, соответственно, улучшать благосостояние семей.
Особое внимание мы уделяем людям старшего возраста. В рамках отдельного регионального проекта «Старшее поколение» для людей, которым уже трудно жить одним и которым требуется уход, в учреждениях социального обеспечения мы создаем условия, максимально приближенные к домашним. Так, в 2019 году предусмотрена реконструкция социально-оздоровительного центра граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега».
Другой национальный проект, на который выделяются значительные средства, — это «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На его реализацию из бюджета в текущем году мы направляем 2,7 миллиарда рублей (26 процентов от общей суммы расходов на нацпроекты). В республике ведутся работы на региональной и местной сети дорог. Устанавливаем автоматические пункты весового и габаритного контроля, монтируем камеры фотовидеофиксации. В целях обучения детей правилам поведения на дорогах и снижения детского дорожно-транспортного травматизма приобретаем мобильные автогородки, наглядные учебные и методические материалы. Уверена, что при таком комплексном подходе мы добьемся снижения смертности людей в результате дорожно-транспортных происшествий.
Говоря о национальных проектах, не могу не отметить такое важное направление, как проект «Образование». На его реализацию в текущем году направляется 1,5 миллиарда рублей (14,8 процента от общей суммы расходов на нацпроекты). Здесь наиболее важным мне кажется региональный проект «Успех каждого ребенка», в рамках которого предусмотрено создание центра выявления и поддержки одаренных детей в городе Чебоксары. Я считаю, что выявлять и поддерживать талантливых детей просто необходимо, ведь впоследствии детские увлечения могут превратиться в дело всей их жизни.
В рамках регионального проекта «Современная школа» в 2019 году строим школы, укрепляем материально-техническую базу образовательных организаций, осуществляем их ремонт, закупаем новое современное оборудование. При этом большое внимание уделяем развитию муниципальных учреждений образования. Условия обучения детей в сельских школах не должны отличаться от городских.
Что касается национального проекта «Здравоохранение», то в текущем году на его реализацию из республиканского бюджета будет направлено 1,2 миллиарда рублей (11,5 процента от общей суммы расходов на нацпроекты). Перед нами стоит задача обеспечить устойчивый рост ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 году и до 80 лет к 2030 году. Сегодня в Чувашской Республике ожидаемая продолжительность жизни составляет около 73 лет. Поэтому мы активно проводим мероприятия по повышению качества оказания медицинских услуг. При этом акцент делаем на борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В ближайшие шесть лет в Чувашии будет переоснащена вся сеть сосудистых центров, что позволит ежегодно сохранять сотни жизней наших граждан.
В рамках развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи в 2019 году взамен ветхих фельдшерско-акушерских пунктов ведется строительство 27 модульных практически в каждом муниципальном районе. Все они будут отвечать современным требованиям медицины.
Учитывая, что в Чувашии разница ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин составляет более 11 лет, мы начали реализовывать проект «Мужское здоровье», который направлен на повышение качества жизни наших мужчин, в первую очередь трудоспособного возраста. В настоящее время созданы центры мужского здоровья. В нынешнем году мы расширяем этот проект — по решению Минздрава России Чувашия вошла в перечень девяти пилотных регионов, которые будут развивать центры общественного здоровья.
Немаловажное значение в сфере здравоохранения, как и в любой другой отрасли, имеют квалифицированные кадры. В целях поддержки медицинских специалистов в сельской местности продолжаем реализовывать программы «Земский доктор», «Земский фельдшер». В ближайшие шесть лет планируем направить на обучение в медицинские вузы по целевым направлениям более тысячи молодых людей. Таким образом, к 2024 году укомплектованность медицинских организаций кадрами составит 98 процентов.
Важным направлением для нашей республики является реализация проекта «Экология». Чувашия занимает лидирующие позиции в экологическом рейтинге страны. В текущем году мы продолжаем активную работу в области охраны окружающей среды. В частности, начали ряд мероприятий по оздоровлению Волги: ведем строительство локальных очистных сооружений ливневых сточных вод в центральной части Чебоксар. Огромное внимание уделяем работе по сохранению лесов.
Резюмируя, подчеркну, что деятельность по реализации национальных проектов в Чувашской Республике ведется очень разноплановая и в очень напряженном темпе. Мы уверены, что общими усилиями обеспечим достижение всех запланированных показателей.
Подготовила В. П. БЕСПАЛОВА
Источник: Журнал «Бюджет»