На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях установления единого порядка составления и представления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, введенная приказом № 191н.
Главные распорядители, распорядители, получатели бюджетных средств, главные администраторы, администраторы доходов бюджетов, главные администраторы и другие участники бюджетного процесса, составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В состав бюджетной отчетности для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета включаются следующие формы отчетов:
• Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
• Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
• Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
• Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184);
• Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
• Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
• Отчет об исполнении смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств (ф. 0503137);
• Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности (ф. 0503138);
• Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
• Пояснительная записка (ф. 0503160);
• Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).
Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, и другими участниками бюджетного процесса на следующие даты:
• месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным,
• квартальная — по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года,
• годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.
Отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.
Бюджетная отчетность составляется:
— на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
— на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности;
— на основании показателей форм финансовой отчетности, представленных бюджетными и автономными учреждениями, созданными Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием;
— на основании показателей форм финансовой отчетности, представленных Учредителями бюджетных и автономных учреждений.
Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.
В случае, если все показатели, предусмотренные формой бюджетной отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в составе бюджетной отчетности за отчетный период не представляется. Если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то в бюджетной отчетности в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, этот показатель отражается в отрицательном значении — со знаком «минус».
Бюджетная отчетность предоставляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа, с представлением на электронных носителях или через Интернет в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств или главным администратором доходов бюджета и другим главным участником бюджетного процесса. Бюджетная отчетность на бумажном носителе представляется главным бухгалтером учреждения или лицом, ответственным за ведение бюджетного учета, формирование, составление и представление бюджетной отчетности, в сброшюрованном и пронумерованном виде с оглавлением и сопроводительным письмом.
Дополнительные формы бюджетной отчетности для их представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядок их составления и представления могут быть установлены:
• главным распорядителем бюджетных средств — для подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств;
• главным администратором доходов бюджета — для подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
• финансовым органом — для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, для своих территориальных органов, организующих исполнение бюджета.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.
В случае передачи бюджетным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета централизованной бухгалтерии, бюджетная отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией. Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем получателя бюджетных средств, и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.
Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки. Администратор доходов бюджета представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему администратору, выполняющему отдельные полномочия главного администратора доходов бюджета и (или) главному администратору доходов бюджета в установленные им сроки.
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, главный администратор, администратор составляет сводную и (или) консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета и (или) главному распорядителю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета в установленные ими сроки.
Учредитель бюджетных и автономных учреждений, на основании представленной автономными и бюджетными учреждениями финансовой отчетности составляет сводную финансовую отчетность бюджетных и автономных учреждений.
Финансовый орган на основании представленной ему консолидированной бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнении бюджета и представляет ее финансовому органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в установленные им сроки.
В случае, если дата представления бюджетной отчетности, установленная главным распорядителем совпадает с праздничным (выходным) днем, бюджетная отчетность представляется на следующий рабочий день.
Субъект бюджетной отчетности, ответственный за формирование сводной и (или) консолидированной бюджетной отчетности обязан производить проверку предоставленной ему бюджетной отчетности. Пользователь бюджетной отчетности обязан проставить на копии бюджетной отчетности отметку о дате ее представления и, в случае получения положительного результата по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности — отметку о дате принятия бюджетной отчетности.
При получении бюджетной отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бюджетной отчетности обязан уведомить субъекта бюджетной отчетности о ее получении в электронном виде.
В случае выявления в ходе проведения камеральной проверки бюджетной отчетности несоответствия бюджетной отчетности требованиям к ее составлению и представлению, пользователь бюджетной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляет об этом бюджетное учреждение, представившее отчетность, который в свою очередь обязан в течение срока, установленного пользователем бюджетной отчетности, внести необходимые исправления.