Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2017 году в рамках реализации Указа № 597. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте каждого работника, то есть в его трудовом договоре, будут прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда (СНТ), главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Увеличение зарплат сотрудников учреждений будет обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа № 597 и Программе совершенствования оплаты труда. Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда. Установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников – об этом говорится в гл. IV Программы совершенствования оплаты труда. Таким образом, нормирование напрямую связано с формированием окладов и тарифных ставок, являющихся основной частью заработка.

Именно поэтому работодатель должен будет конкретизировать и уточнить трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности в отношении каждого работника – провести мероприятия по нормированию труда.

Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда.

Отсутствие СНТ в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.

База для введения системы нормирования труда

Методологическая и законодательная база для введения СНТ в бюджетных учреждениях формируется уже давно.

В соответствии с Программой совершенствования оплаты труда федеральные органы власти в своих сферах регулирования, во-первых, должны актуализировать существующие типовые нормы труда и разработать новые, во-вторых, оказать методическую помощь в их применении (то есть выпустить методические рекомендации для подведомственных учреждений).

Нормативы и рекомендации помогут учреждениям установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.

В 2013 году Минтруд подготовил Общие рекомендации по нормированию, разъясняющие, как именно разрабатывать СНТ в учреждениях. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают соответствующие типовые нормы труда – для них Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235 (кстати, согласно п. 17Общих рекомендаций по нормированию учреждение, проводящее работы по определению норм труда, может использовать данный документ в качестве методички).

Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 509 был утвержден план по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда. Кроме того, во исполнение Поручения Правительства РФ от 26.07.2013 № ОГ-П12-5317 Минздрав, Минкультуры и Минобрнауки также подготовили планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда – об этом сообщается в Информации Минтруда РФ от 28.11.2013.

Например, Минкультуры уже выпустило приказы № 2477, № 2478, которые утверждают типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (см. приказы Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках», от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»).

Использование типовых норм труда

Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными – они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 ТК РФ.

Типовые нормы труда предназначены для:

– формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;
– планирования работ;
– выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);
– установления соотношений между плановыми и договорными работами;
– определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.

При разработке типовых норм труда используются:

– положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;
– результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т. д.);
– показатели деятельности по учреждениям;
– результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;
– статистические материалы.

Что такое норматив труда?

На примере Приказа № 2477, нормирующего библиотечную работу, рассмотрим подробнее содержание типовой нормы труда. Работы, выполняемые в библиотеках, могут считаться однородными. Поэтому на них установлены типовые отраслевые нормы.

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, рекомендуется применять в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Они предназначены для введения в государственных (муниципальных) библиотеках без использования автоматизированных систем управления процессами (АСУП) и на основе АСУП, специализированных библиотеках для инвалидов по зрению, детских, юношеских библиотеках, библиотеках научно-исследовательских институтов (НИИ), образовательных учреждений без использования АСУП и на основе АСУП.

Типовые отраслевые нормы труда охватили основные виды работ, выполняемые в библиотеках, в том числе издательскую, выставочную, научную (исследовательскую, методическую, информационную), перевод и переработку печатных текстов, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера, работы по соблюдению обеспеченности фондами, а также автоматизированные виды работ.

Нормы приведены с указанием наименования процесса, операции, состава работы, единиц измерения, нормы времени в минутах.

Типовые отраслевые нормы

Scheme_2_RBO_0915.GIF

В частности, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках (без использования АСУП), включают комплектование библиотечного фонда, прием и учет поступивших документов, обслуживание читателей, редактирование рукописей и т. д.

А в направление «обслуживание читателей» вошли работа с читателем, внутренняя работа и внестационарное обслуживание. В эти процессы включены определенные операции. Так, работа с читателем включила в себя в том числе запись в библиотеку, перерегистрацию, обслуживание на абонементе и в читальном зале, ответы диспетчерской службы.

Рассмотрим состав работы «запись в библиотеку». Данный процесс состоит из четырех частей:

– просмотр документов читателя, проверка наличия учетно-регистрационной карточки;
– заполнение формуляра, учетно-регистрационной карточки, читательского билета;
– ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фонда, справочным аппаратом;
– поиск и расстановка учетно-регистрационных карточек.

Как видите, работа сотрудника библиотеки расписана достаточно подробно – составители документа постарались учесть все функции.

После того, как эту работу «разложили по полочкам», были определены единицы ее измерения. Для разработки программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист.

Последний столбец таблицы указывает норму времени, отводимую на выполнение каждой далее не делимой части работы. Учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% оперативного времени. В ряде случаев к нормам приведены поправочные коэффициенты. Например, на заполнение формуляра читателя, учетно-регистрационной карточки, читательского билета отведено 2 минуты, а на подбор документов в комплекты, написание второго экземпляра книжного формуляра – 40 минут.

Поскольку типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, прописаны довольно подробно, каждое учреждение библиотечной системы, внедряющее систему нормирования труда, может использовать эту «шпаргалку» – выбираются нужные строки и с помощью поправочных коэффициентов корректируются расчеты.

Что учитывать при разработке СНТ?

Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только уже утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, созданные в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804, но и регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС, ЕТКС, профессиональные стандарты).

К сведению: профстандарты утверждаются приказами Минтруда, например, профстандарт «Педагог» – Приказом от 18.10.2013 № 544н, «Специалист по педиатрии» – Приказом от 25.06.2015 № 400н.

К сожалению, для учреждений социальной сферы подобных документов издано мало. Существуют несколько рекомендаций по определению штатной численности работников (Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 № 86, приказы Минкультуры РФ от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики», Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами)).

Нормирование времени встречается реже – автору удалось найти только регламенты для медицинских и образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»). Однако работа в данном направлении активно ведется.

Учреждения, внедряющие СНТ, могут руководствоваться методическими разработками. Пока больше всех заботится о своих подопечных Минкультуры. Оно выпустило не только Рекомендации по формированию штата учреждений, но и Рекомендации по введению нормирования труда. Указанные методички можно использовать бюджетным организациям других сфер деятельности в качестве рабочего документа.

Минкультуры также разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Пока сервис проходит апробацию в «пилотных» учреждениях.

Как формируется СНТ?

Типовые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы учреждения в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.

Если нормы труда отсутствуют или устарели

Поскольку типовые нормы труда по многим видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд рекомендует учреждениям пока разрабатывать соответствующие регламенты самостоятельно. При этом необходимо учитывать рекомендации учредителя либо привлекать соответствующих специалистов (п. 16 Общих рекомендаций по нормированию).

Однако работодателям стоит обратить внимание, что существующие нормы труда и штатные нормативы в большинстве своем устарели – некоторые из них были выпущены еще в 70-х годах прошлого века. Если документ, по которому должны рассчитываться нормы труда работников, слишком старый – следует проверить его актуальность, например, посмотреть в Интернете, не обсуждается ли проект изменения. Минтруд в Приказе от 31.05.2013 № 235 напоминает федеральным органам исполнительной власти, что согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда пересмотр типовых отраслевых норм труда требуется через каждые пять лет с даты их утверждения.

В период освоения тех или иных работ работодателю рекомендуется установить временные нормы труда (разумеется, при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда). Срок действия таких норм согласно п. 19 Общих рекомендаций по нормированию не может превышать трех месяцев.

Однако существуют еще и внеплановые, аварийные виды работ, носящие единичный характер. Работодатель должен предусмотреть и их, определив разовые нормы труда.

Что нужно определить при разработке СНТ?

При создании системы нормирования труда следует определить:

1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.
2. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту.
3. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Все решения по указанным направлениям надо закрепить в локальных нормативных актах учреждения с учетом мнения представительного органа работников, или в коллективном договоре. Комплекс таких решений и является системой нормирования труда (п. 2 Общих рекомендаций по нормированию).

В пункте 9 Общих рекомендаций по нормированию перечислены три вида норм, которые учреждение может применять для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости определенного вида работ:

– нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);
– нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
– нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Как нормировать однородные работы?

Работодатель может установить нормы труда на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) изаконченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Общих рекомендаций по нормированию).

Из каких этапов состоят работы по определению норм труда?

Для того, чтобы разработать нормы труда, следует провести исследования, поскольку указанные нормативы должны быть технически обоснованными – устанавливаться аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена та или иная работа. Например, применение современных компьютерных программ значительно облегчает работу с клиентской базой, что должно быть отражено при установлении норм по указанной функции.

Итак, работы по определению норм труда содержат следующие этапы:

– анализ трудового процесса на основе стандарта оказания услуги, разделение его на части;
– выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
– проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
– определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

Разрабатывая нормы труда, работодателю нужно принять во внимание следующее:

– должностные инструкции, внутренние трудовые распорядки, правила по охране труда и пожарной безопасности и иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность работников, а также их режим труда и отдыха, установленный с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнением наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая трудоспособность;
– квалификацию, специализацию в определенных профессиональных областях и деловые навыки, способствующие качественному и быстрому выполнению заданий;
– условия выполнения работы – площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования; уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами; расстановка мебели должна обеспечивать удобство подхода к каждому рабочему месту и рациональные схемы движения документов.

Как установить СНТ в учреждении?

Система нормирования труда в учреждении устанавливается в соответствующем положении. Положение о СНТ должно быть утверждено локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюза либо включено в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Общих рекомендаций по нормированию).

Система нормирования труда в учреждении

Scheme_3_RBO_0915.GIF

Кто разрабатывает и устанавливает СНТ?

Руководитель учреждения отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также на их основе формирование штатной численности согласно п. 5 Общих рекомендаций по нормированию. Однако это не означает, что именно он должен организовывать работу по нормированию труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда. Руководитель может делегировать кураторство введения СНТ одному из своих заместителей.

А вот разрабатывать СНТ в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в этой сфере. Если штат многочисленный или специфика деятельности учреждения довольно сложная, то рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. Если количество работников невелико, то специальную службу создавать не обязательно – выполнение работ по нормированию можно возложить на специалиста или отдел, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения, организации труда и заработной платы.

About: admin