Site icon Bydgetniki.ru

Проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Данное мероприятие не очень жалуют бухгалтеры, заваленные текущими делами и считающие, что если в расчетах что-то не так, налоговики и прочие ревизоры сами позвонят и выяснят, где образовались расхождения. В течение года такую тактику можно понять, но по его завершении перед составлением годовой отчетности спускать все на тормозах не стоит. Нужно все еще раз проверить и перепроверить, для чего проводятся различные подготовительные мероприятия, включая сверку расчетов по налогам и сборам. Как же провести это мероприятие в учреждении физической культуры и спорта?

Сверка: обязательна или добровольна?

Ответ на поставленный вопрос можно дать с учетом двух точек зрения – правовой и практической. В статье 21 НК РФ закреплены права налогоплательщиков, включая права на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и на получение акта такой сверки.

В свою очередь, в обязанности налоговых органов входит в том числе представление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов названного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Само по себе указание на запрос налогоплательщика говорит о том, что представление налоговиками справки о состоянии его расчетов с бюджетом не носит обязанности безусловного характера. Получается, что если налогоплательщик не проявил инициативу, то у налоговиков нет оснований понуждать его к проведению сверки по налогам и сборам. Этот вывод сделан автором на основании положений Налогового кодекса, но существует еще один документ – Регламент организации работы с налогоплательщиками (утвержден Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@). В его отдельном разделе, посвященном налоговой сверке, сказано, что данное мероприятие проводится как по инициативе налогоплательщика, так и при снятии юрлица с учета (при переходе из одной налоговой инспекции в другую), при ликвидации (реорганизации) компании, с крупнейшими налогоплательщиками (ежеквартально).

Следует указать на то, что названный регламент не должен вступать в противоречие с соответствующими нормами Налогового кодекса. Формально регламент расширяет случаи проведения сверки расчетов по налогам, что накладывает на налогоплательщика дополнительные обязанности. В общем случае подобное возможно, поскольку согласно пп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики несут иные обязанности, не перечисленные в этой статье, но предусмотренные законодательством о налогах и сборах, которое включает Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). В поименованной норме не сказано о приказах налоговой службы, которые находятся на уровне подзаконных актов. Налоговикам делегировано право разработать лишь порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам и сборам (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ), а не вводить основания для ее проведения. Дополнительные же основания сверки по налогам не вписываются в рамки действующего налогового законодательства.

С практической точки зрения необязательность сверки могут подтвердить те, кто не проводит это мероприятие без применения по отношению к ним каких-либо санкций и возникновения «шероховатостей». Тем не менее, сверка по налогам – это нужная процедура для налоговиков и для налогоплательщиков, так как обе стороны заинтересованы в том, чтобы «закрыть» год без взаимных претензий.

Этапы сверки

Данное мероприятие проходит в несколько этапов (в зависимости от того, кто является инициатором сверки, правильно ли составлены документы, каковы результаты сверки и дальнейшие действия сторон). Будем исходить из того, что учреждение физической культуры и спорта является инициатором проведения сверки расчетов по налогам.

Шаг 1. Предоставление письменного заявления о проведении сверки, составляемого в произвольной форме. В нем следует указать всю необходимую для проведения сверки расчетов информацию: наименование государственного (муниципального) учреждения (также его ИНН, КПП), период сверки, список налогов и соответствующие им КБК. Если не указать сведения о налогах, то сверка будет проведена по всем налоговым обязательствам заявителя. Заявление составляется в двух экземплярах, на одном из них проставляется отметка в приеме заявления налоговиками – для того чтобы у них не было желания затягивать сверку расчетов с налогоплательщиком. Она занимает от 10 до 15 дней (в зависимости от результатов).

Шаг 2. Проведение сверки на основании данных налогового органа. Итоговым документом является акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Документ включает два раздела. В первом указывается сальдо расчетов задолженности по налогам (сборам) с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированную задолженность, приводятся суммы, фактически перечисленные налогоплательщиком, но не поступившие в бюджет, а также невыясненные платежи. Во втором разделе перечисленные сведения отражаются развернуто, с разбивкой на данные налогового органа и показатели налогоплательщика. В названном разделе фиксируются расхождения по расчетам.

Шаг 3. Ознакомление с актом сверки налогоплательщика, который подписывает его без разногласий (очевидно, при отсутствии расхождений) либо с разногласиями (если по выявленным расхождениям у налогоплательщика есть свое мнение). Для второго варианта развития событий как раз предусмотрена заключительная часть акта сверки, где указываются не только выявленные разногласия, но и объяснения возникновения их причин, а также предложения сторон по их урегулированию, которые в большей степени заключаются в поиске ошибки и виновного.

Шаг 4. Поиски причин расхождений данных налогового органа и показателей налогоплательщика. При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок – не более пяти рабочих дней, после чего о проведенной работе в отдел работы с налогоплательщиками направляется служебная записка. Если неправ налогоплательщик, то он вносит изменения в свои учетные и налоговые данные. Если так и не выявлено, кто виноват в расхождениях, то стороны вправе обратиться в суд.

Немного по-другому проходит процедура сверки по налогам и сборам при осуществлении электронного обмена документами по телекоммуникационным каналам связи. Соответствующий порядок утвержден Приказом ФНС РФ от 29.12.2010 № ММВ-7-8/781@. Электронная сверка возможна для тех налогоплательщиков, которые заключили договоры и находятся на обслуживании специализированных операторов связи, наделенных полномочи­ями посредников в электронном документообороте между налоговиками и налогоплательщиками.

Для электронной сверки предназначены два документа: акт и извещение о его получении. Для них обязательно использование сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи. Направление документа по каналам связи осуществляется в зашифрованном виде. Причем акт сверки считается принятым налогоплательщиком, если в инспекцию поступило соответству­ющее извещение о получении электронного документа. Дата принятия акта в электронном виде – это день, указанный в извещении о его получении налогоплательщиком.

Где искать ошибки при расхождениях?

Трудно дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Расхождения возникают как по вине налогоплательщика, который допускает ошибки в заполнении платежных поручений, пополняя базу невыясненных платежей, так и по вине налоговых органов, не всегда успевающих вовремя разносить платежи или вводить данные налоговой отчетности, что приводит к искажению информации в карточке лицевого счета налогоплательщика.

В любом случае содержание акта о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика, что должно подтверждаться документами. Иначе не подтвержденные в акте сверки суммы будут из него исключены, как это было сделано в Постановлении ФАС СЗО от 31.10.2011 № А05-13455/2010.

Итак, учреждение и инспекция произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о чем был составлен акт совместной сверки расчетов, подписанный налогоплательщиком, с разногласиями. Бухгалтер не согласился с наличием задолженности учреждения по пеням и штрафам, потребовав от налоговиков соответствующие документы. Но ревизоры их не представили, сославшись на то, что у них нет документов для обоснования задолженности в связи с истечением срока их хранения.

Суд не принял этот аргумент и указал, что истечение срока хранения документов, подтверждающих наличие у налогоплательщика задолженности, не подтверждает задолженность и не является основанием для включения спорных сумм в акт сверки. Поскольку приведенные в акте сверки суммы задолженности должны соответствовать фактической обязанности учреждения по уплате налоговых платежей, а также быть документально подтвержденными, суд возложил на налоговый орган обязанность по исключению из карточки лицевого счета налогоплательщика спорной задолженности.

К сведению. Необоснованное отражение задолженности по штрафам и пеням в документах о состоянии расчетов по налогам, сборам не только дезинформирует налогоплательщика, но и создает искусственные препятствия к возврату НДС (Постановление ФАС МО от 03.04.2013 № А40-52642/12-20-293).

О другой небезынтересной ситуации можно узнать из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 № 09АП-28450/2011-АК. В нем рассмотрено, к чему может привести игнорирование налогоплательщиком актов сверки, направляемых ему налоговиками. Отсутствие разногласий по актам сверок расчетов указывает на согласие налогоплательщика с приведенными в них данными. Следовательно, прописанные в них суммы являются реальной задолженностью, – посчитали налоговики. Но это не так. Сверка расчетов является лишь инструментом для урегулирования спорных налоговых отношений. В акте сверки расчетов стороны указывают только свои версии состояния налоговых обязательств налогоплательщика, а значит, акты сверок служат исключительно для выявления разногласий по налоговым обязательствам. Использовать рассматриваемый акт в ином качестве, в частности, как основание для взыскания сумм задолженности либо как документ, на основе которого выдаются кредиты, нет достаточных оснований. Акт сверки расчетов – это двухсторонний документ контроля, осуществляемого юридическим лицом и налоговым органом в отношении состояния расчетов с бюджетом, но не более того.

Альтернативный вариант

Оказывается, оценить состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно на основании не только акта сверки, но и справки о состоянии расчетов по налогам и сборам. Она выдается в ходе индивидуального информирования налогоплательщиков, что также предусмотрено Регламентом организации работы с налогоплательщиками. Однако для этого случая есть более современный документ – Административный регламент ФНС по предоставлению государственной услуги по информированию налогоплательщиков (утвержден Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н). Сама форма справки в бумажном виде и формат ее представления в электронном виде по каналам связи утвержденыПриказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-12/39@. Бланк содержит сведения о расчетах по налогам и сборам, но очевидно, что это данные только налогового органа. Информация, имеющаяся у налогоплательщика, так у него и остается, и он сам принимает решение, как урегулировать возможные расхождения. А если ошибка допущена налоговыми органами? Тогда урегулировать ее справкой не удастся, для этого придется проводить процедуру сверки расчетов.

Основанием для индивидуального информирования является обращение заявителя с письменным запросом или с запросом по ТКС о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам в инспекцию ФНС по месту его учета.

Причем налогоплательщик должен обращаться за справкой о состоянии расчетов в тот налоговый орган, в котором он состоял на учете на дату, проставленную в запросе о предоставлении справки (Письмо ФНС РФ от 03.09.2013 № ПА-4-6/15962). Если в запросе не указана дата, по состоянию на которую оформляется справка о состоянии расчетов, она формируется на дату регистрации этого запроса в ФНС.

В названном регламенте прописаны основания, когда заявителю могут отказать в предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам. Причин для отказа хватает, но все они большей частью связаны с невнимательностью того, кто передает запрос в ФНС. В частности, на получение справки можно не рассчитывать, если не указаны полное наименование юридического лица, его почтовый адрес (адрес электронной почты), ИНН или если текст запроса не поддается прочтению. Налоговики вправе отказать представителю юридического лица, если не представлены документы, подтверждающие его полномочия на представление запроса и на получение сведений о состоянии расчетов с бюджетом.

По просьбе заявителя должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, проставляет отметку об отказе в приеме письменного запроса о представлении справки о состоянии расчетов, указывает свои фамилию, инициалы и должность, а также дату отказа в приеме запроса. Если все хорошо и запрос принят, то должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, распечатывает в одном экземпляре и в тот же день направляет на подпись начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС сформированную справку о состоянии расчетов. Данный начальник (заместитель начальника) визирует справку в срок не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации запроса. Сама справка о состоянии расчетов представляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС соответствующего письменного запроса.

Эта справка может быть получена физическим лицом непосредственно при предъявлении должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги, документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение этой справки). В противном случае (при непредставлении идентифицирующего документа) физическому лицу сообщается, что указанная справка будет направлена по почте, и при необходимости уточняется почтовый адрес. То же самое будет сделано, если заявитель не обратился за получением справки о состоянии расчетов по налогам в названный выше пятидневной срок.

К сведению. В справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам не включаются суммы административных штрафов, наложенных налоговиками (Постановление ФАС СЗО от 23.11.2011 № А56-7181/2011).

Как и сверка, информирование налогоплательщика может быть проведено в электронной форме с использованием каналов связи при условии, что он зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в налоговом органе. Наряду с запросом для получения справки используется ряд технологических электронных документов: подтверждение даты отправки, информационное сообщение о представительстве в налоговых отношениях, квитанция о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о получении электронного документа. Согласитесь, электронный документооборот достаточно объемен, поэтому имеет смысл получить справку о состоянии расчетов с бюджетом по налогам и сборам в обычном порядке.

О сверке с внебюджетными фондами

По предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка страховых взносов, уплаченных плательщиком. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается названным плательщиком и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 9 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон о страховых взносах). Напомним, администрируют страховые взносы ПФР и ФСС.

Нередко совместная сверка по взносам проводится при обнаружении факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов.

Ни в упомянутом законе, ни в подзаконном акте не прописана процедура проведения сверки расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды. В то же время разработаны и утверждены формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. В частности, для контроля расчетов по взносам, уплачиваемым в пенсионный и медицинские фонды, существует акт по форме 21-ПФР. Для сверки расчетов по взносам, уплачиваемым в ФСС, предусмотрен акт по форме 21-ФСС РФ. При этом Закон о страховых взносахне предусматривает возможностьпроведения сверки по взносам в электронной форме, хотя допускает обмен между плательщиками страховых взносов и контролиру­ющими органами документами в электронной форме.

Сверка расчетов по страховым взносам является обязательным мероприятием для органов контроля, только если страхователь обратился с заявлением о проведении сверки (пп. 8 п. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах). Сами ревизоры не обязаны принуждать страхователя к проведению сверки, однако если она состоялась, то учреждению, выступающего в роли страхователя, будет проще произвести уточнение уплаченных страховых взносов, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей, зачет переплаты в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, возврат переплаты (п. 11 ст. 18, п. 7, 10, 14 ст. 26 Закона о страховых взносах).

Остается добавить, что органы контроля за уплатой страховых взносов по обращению страхователя также должны выдавать справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля. Она выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов (пп. 7 п. 3 ст. 29Закона о страховых взносах). Форма справки рекомендована Письмом ПФР от 23.07.2010 № ТМ-30-24/7800.

* * *

В консультации описаны два варианта проверки состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Получение акта сверки – достаточно сложная и трудоемкая процедура, справку о состоянии расчетов получить проще и быстрее. Однако если что-то не так, то привести к общему знаменателю расчеты с бюджетом (внебюджетными фондами) легче посредством проведения сверки, а не упрощенного информирования налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Итоговый выбор – за бухгалтером.

Exit mobile version