Страховой стаж рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы.

Общий страховой стаж нужен для определения того, заработал ли человек право на трудовую пенсию по старости или нет. Причем нужен он как для назначения пенсии на общих основаниях, так и при досрочных основаниях. Общие основания — это достижение возраста: 60 лет — для мужчин и 55 лет — для женщин. Для общих оснований нужен страховой стаж не менее 5 лет. Досрочные основания — это назначение пенсий в связи с вредными условиями труда, а также при работе по ряду профессий (например, медики, педагоги, профессиональные спасатели и др.). Для каждого основания нужен страховой специальный стаж определенной продолжительности.

К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр. В силу действия п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пример. Постановлением Конституционного Суда РФ N 9-П положения п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан (см. указанное выше Постановление).

В то же время упомянутым Постановлением положения п. 1 данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

О применении п. 1 ст. 10 издано Определение Конституционного Суда РФ N 798-О-О.

Пункт 2 ст. 10 в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, — независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ N 188-О-П).

Размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам зависит не от непрерывного трудового стажа, как это было ранее, а от страхового стажа. Страховой стаж — это суммарная продолжительность уплаты страховых взносов.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в этот стаж включаются:

— периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;
— периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Исчисление страхового стажа производится в календарных днях, а в случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

Связь страхового и непрерывного трудового стажа

Обратить внимание следует на то, что ст. 17 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если продолжительность страхового стажа окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа.

Непрерывный стаж может превысить страховой в целом ряде случаев. Так, в соответствии с п. 8 Правил исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР N 252, и с учетом положений Письма ФСС РФ N 02-18/05-7418 в непрерывный трудовой стаж кроме времени работы засчитывались:

— служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ;
— служба в органах КГБ СССР, ФСБ России и МВД СССР и России, в народном ополчении и партизанских отрядах, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу в высшее или среднее специальное учебное заведение (в том числе на подготовительное отделение), в аспирантуру, клиническую ординатуру, на курсы, в училище или школу по повышению квалификации, переквалификации и подготовке кадров не превысил трех месяцев;
— время работы или производственной практики на оплачиваемых рабочих местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре и клинической ординатуре независимо от продолжительности перерывов, вызванных обучением;
— время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т. д.), если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев;
— время обучения на курсах и в школах по повышению квалификации, по переквалификации и подготовке кадров, если направлению на курсы или в школу непосредственно предшествовала работа либо поступлению на эти курсы или в школу предшествовала служба в составе Вооруженных Сил СССР и РФ, в органах КГБ, ФСБ России и МВД СССР и России, народном ополчении и партизанских отрядах.

В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утв. Постановлением Верховного Совета РФ N 4991-1 (в настоящее время утратил силу, за искл. п. 1), сотрудникам, уволенным со службы в органах налоговой полиции и поступившим в течение трех месяцев на работу или учебу (не считая времени проезда к постоянному месту жительства в случае его изменения), время их службы в органах налоговой полиции засчитывалось в непрерывный трудовой стаж.

На основании ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1) время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывалось в их общий и непрерывный трудовой стаж на следующих льготных условиях: один год службы за полтора года трудового стажа.

Согласно п. п. 13, 14 и 16 Положения об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ N 875, время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, засчитывалось в общий трудовой стаж.

В соответствии с п. 3 ст. 10 и п. 5 ст. 23 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывалось в непрерывный трудовой стаж из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву — один день военной службы за два дня работы.

Согласно ст. 25 Федерального закона N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», срок полномочий депутата засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. Супругу депутата Государственной Думы (на основании п. 5 ст. 25 названного Закона), уволенному в связи с переездом депутата для осуществления им своих полномочий в Государственной Думе, перерыв в работе засчитывается в общий непрерывный трудовой стаж работы (службы).

В соответствии со ст. 256 ТК РФ отпуск женщине по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в непрерывный трудовой стаж.

Отпуск по уходу за ребенком включается в общий страховой стаж, однако здесь есть также некоторые особенности.

В пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях определено, что в страховой стаж включению подлежит общий период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Так, здесь речь идет исключительно о родителях, а не о других родственниках, фактически осуществляющих уход. В стаж этот период должен быть засчитан только одному из них, при этом, если часть отпуска использовала мать ребенка, а часть — отец, то каждому из них должна быть засчитана своя часть отпуска. Кроме того, отпуск ограничен максимальным пределом — до достижения ребенком полутора лет. Даже если женщина ухаживала в своей жизни не за одним ребенком — в общей сложности засчитают не более трех лет.

Отпуск по уходу за ребенком включается в специальный страховой стаж, если он имел место до 6 октября 1992 г. (время вступления в силу Закона РФ N 3543-1, с принятием которого названный отпуск перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Такое разъяснение дал Верховный Суд РФ в п. 15 Постановления Пленума N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Если это условие соблюдается, то отпуск по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и независимо от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Отпуск по беременности и родам включается в специальный страховой стаж на основании разъяснения Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ (Письмо N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067). Данным Письмом разъяснено, что ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях реализуются через постановления Правительства РФ и другие подзаконные акты. Правительство РФ своим Постановлением N 516 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее — Правила). Согласно п. 5 этих Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Опять, строго говоря, отпуск по беременности и родам не относится ни к временной нетрудоспособности, ни к ежегодным оплачиваемым отпускам. Но Минтруда и ПФР сделали одно допущение в своем Письме в пользу работников, основываясь на том, что отпуск по беременности и родам предоставляется на основании листка временной нетрудоспособности. Поэтому они разъяснили, что «период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях».

Кроме того, при исчислении непрерывного стажа принимался во внимание трудовой стаж граждан России и СНГ, ранее занятых трудовой деятельностью на территории следующих государств-участников СНГ: Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия (согласно ст. 40 Договора «О таможенном союзе и едином экономическом пространстве»).

У данных категорий работников эти периоды, включавшиеся ранее в непрерывный трудовой стаж, в страховой стаж не входят. По этой причине им следует сравнивать непрерывный трудовой стаж и страховой.

Не следует забывать о гражданах, которые поступили на работу и имели право на пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем размер пособия, полагающийся по действующим в настоящее время нормам (в процентном выражении от среднего заработка), — теперь оно выплачивается в прежнем более высоком размере, так как в ст. 17 Закона N 255-ФЗ для этих лиц сохранены установленные ранее льготы по выплате пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, независимо от продолжительности страхового или трудового стажа.

Замена непрерывного трудового стажа на страховой стаж отразилась на размере выдаваемого пособия, т. к. в страховой стаж входят не все периоды трудовой деятельности, а лишь те, в течение которых происходила выплата страховых взносов.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработка — если страховой стаж составляет 8 лет и более; в размере 80% — при страховом стаже от 5 до 8 лет; в размере 60% — если страховой стаж составляет менее 5 лет. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком на сегодняшний день составляет 40% от среднего заработка за последние 12 календарных месяцев до момента ухода в отпуск по уходу за ребенком.

В случае ухода за больным ребенком (при амбулаторном лечении) в возрасте от 3 до 15 лет с 10-го календарного дня пособие выплачивается в размере 50% среднего заработка.

Если заболевание или травма наступили в течение 30 дней после увольнения, то независимо от продолжительности страхового стажа пособие выплачивается в размере 60% среднего заработка.

Приказом Минздравсоцразвития России N 91 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Непрерывный трудовой стаж отличается от страхового и специального стажа тем, что:

— при определении размера пенсии и момента ее выплаты непрерывность стажа не учитывается;
— промежутки времени, в течение которых трудоспособный работник не занимался трудовой деятельностью, ограничены.

Непрерывный трудовой стаж сохраняется в случае, если при переходе с одного места работы на другое перерыв в трудовой деятельности не превышает одного месяца. Если имеет место увольнение по собственному желанию без уважительных причин, то для сохранения непрерывного трудового стажа перерыв в работе не должен превышать 3 недель.

Непрерывный трудовой стаж может сохраняться, если перерыв в работе достигает 2 и 3 месяцев. При расторжении трудового договора стаж сохраняется для беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, до момента достижения ребенком указанного возраста.

Вне зависимости от продолжительности перерыва в работе, непрерывный трудовой стаж сохраняется при увольнении по собственному желанию по причине перевода одного из супругов в другую местность, а также по причине выхода на пенсию. У работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по старости, при последующем поступлении на работу продолжительность перерыва в трудовом стаже для исчисления непрерывного стажа не учитывается.

При поступлении на работу после прекращения трудового договора непрерывный трудовой стаж не сохраняется по причине совершения виновных действий, за которые, согласно существующему законодательству, предусмотрено увольнение с работы. Таковыми действиями считаются неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин и однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей. Руководители и главные бухгалтеры организаций и предприятий могут быть уволены за нанесение финансового ущерба организации и за принятие неверных или незаконных финансовых решений. Правила исчисления непрерывного трудового стажа работников при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. Постановлением Совета Министров СССР N 252, действуют в части, не противоречащей действующему законодательству.

About: admin