Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.
Она имеет важное значение, так как используется для:
• составления, утверждения и исполнения бюджета;
• контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
• обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
• составления консолидированных бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация утверждена Федеральным законом
«О бюджетной классификации в Российской Федерации» № 115-ФЗ (в редакции № 115-ФЗ). В нее входят: классификация доходов бюджетов; классификация расходов бюджетов; классификация источников финансирования дефицитов бюджетов; классификация видов государственных долгов России, субъектов Федерации и местных органов власти.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Доходы бюджета это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления. Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Доходы делятся на пять групп: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюджетных фондов и доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
• налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
• налоги на совокупный доход;
• налоги на имущество;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
• прочие налоги, пошлины и сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
• доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций;
• доходы от продажи земли и нематериальных активов;
• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
• административные платежи и сборы;
• штрафные санкции, возмещение ущерба;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• прочие неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
• от нерезидентов;
• от бюджетов других уровней;
• от государственных внебюджетных фондов;
• от государственных организаций;
• от наднациональных организаций;
• средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
• прочие безвозмездные перечисления.
Доходы целевых бюджетных фондов состоят из следующих целевых бюджетных фондов:
• дорожных фондов;
• экологических фондов;
• фонда Министерства РФ по атомной энергии;
• целевых бюджетных фондов субъектов Федерации.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль» делится на две статьи: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
Статья «налог на доходы физических лиц» делится на четыре подстатьи:
• налог на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций;
• налог на доходы физических лиц за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов, выигрышей по лотерее, выигрышей и призов в целях рекламы, разницы страховой выплаты по договорам добровольного страхования, материальной выгоды по заемным средствам и процентным доходам по вкладам в банках, доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также доходов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• налог на доходы, получаемые физическими лицами в виде выигрышей по лотерее, выигрышей и призов в целях рекламы, разницы страховой выплаты по договорам добровольного страхования, материальной выгоды по заемным средствам и процентным доходам по вкладам в банках;
• налог на доходы физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Классификация расходов бюджетов Российской Федерации
Расходы бюджета это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
• государственное управление и местное самоуправление;
• судебная власть;
• международная деятельность;
• национальная оборона;
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• промышленность, энергетика и строительство;
• сельское хозяйство и рыболовство и др.
Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств руководитель органа государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов (всего 5 уровней). Различают три группы расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т.п. В группу «Текущие расходы» включаются следующие подгруппы: закупки товаров и услуг; выплата процентов; субсидии, субвенции и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в подгруппу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие подгруппы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
В группу «Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается подгруппа «предоставление кредитов».
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Источники финансирования делятся на следующие группы:
• финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
• государственные и муниципальные ценные бумаги;
• бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
• прочие источники внутреннего финансирования;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;
• кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и субъектами Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
• кредиты международных финансовых организаций;
• кредиты правительств иностранных государств и иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные России;
• изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
• прочее внешнее финансирование.
Классификация видов государственных долгов Российской Федерации и долгов субъектов Федерации, видов муниципального долга
Государственные долги делятся на внутренние и внешние.
Классификация видов государственных внутренних долгов России, долгов субъектов Федерации и муниципального долга это группировка долговых обязательств Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местных органов власти.
Классификация государственных внутренних долгов и муниципального долга включает 38 видов внутренних заимствований:
• целевые займы и вклады;
• государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
• государственный внутренний долг России, принятый от бывшего СССР;
• государственные казначейские векселя;
• государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
• ГКО;
• ОФЗ-ПК и т.д.
Классификация видов государственных внешних долгов России, а также государственных внешних активов это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации в соответствии с российским законодательством.
Классификация состоит из трех групп: государственный внешний долг России (включая долг бывшего СССР); внешний долг субъектов Федерации; внешний долг перед Россией.
Государственный внешний долг России делится на подгруппы:
• кредиты правительств иностранных государств;
• кредиты иностранных коммерческих банков и фирм;
• кредиты международных финансовых организаций;
• государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте;
• кредиты Центрального банка РФ.
Внешний долг субъектов Федерации включает кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, а также международных финансовых организаций, государственные ценные бумаги субъектов Федерации, выраженные в иностранной валюте.
Внешний долг перед Россией состоит из долгов правительств иностранных государств и долгов иностранных коммерческих банков и фирм.